среда, 26 ноября 2014 г.

Воскресная автоэкскурсия Сталинские Высотки.


После довольно долгого перерыва обусловленного разными неотложными делами, мы, с господином Штурманом, решили  устроить себе праздник непослушания новых открытий.  И, т.к. все-таки у нас мало свободного времени, мы выбрали однодневную экскурсию на автобусе, под названием «Легенды Сталинских Высоток».  Вообще-то нам хотелось поучаствовать в акции «Ночь музеев», но долгие сборы не позволили попасть в число «счастливчиков», а может, оно и к лучшему, потому, что и экскурсия, и, главное, экскурсовод произвели на нас самое положительное впечатление :-).   
Москва, Сталинские высотки

Рассказ об этой маленькой поездке получился необычайно большим. о чем, как говорится "Предупреждаю на берегу". :-)

Не испугавшихся прошу подкат... 


Итак, день маленького путешествия настал, встреча с гидом назначена на 13-50, но мы пришли пораньше (пунктик господина Штурмана), зато это позволило нам прогуляться в Ильинском сквере,  посмотреть на часовню памяти  героям Плевны и быть в точно назначенное время на месте сбора группы – около памятника Кириллу и Мефодию.

Москва, Сталинские высотки

Памятник просветителям был  открыт   24 мая 1992г., в День Славянской Письменности и Культуры, который проводится ежегодно. У постамента проходит одноимённый фестиваль, знакомящий гостей с фактами, относящимися к понятию  славянской культуры. Интересный факт - несмотря на то, что памятник является символом славянской письменности, в содержащейся на нем фразе есть пять орфографических ошибок :-).
Фраза, выгравированная на камне, написана по-старославянски: «Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия»
Напротив памятника Кириллу и  Мефодию , с другой стороны Славянской площади расположен древнейший храм Москвы – Церковь Всех Святых на Кулишках.  

Москва, Сталинские высотки

 Первая деревянная церковь на этом месте была построена во времена Дмитрия Донского. В русских летописях 1365 года, при описании большого московского пожара, церковь Всех Святых упоминается как уже существующая. В конце XVIII века в путеводителях по Москве появилось предположение о связи строительства храма с увековечиванием памяти воинов, павших 8 сентября 1380 года на Донском побоище.
В XIV веке место, выбранное для церкви, было недалеко от границы Москвы и слово кулишки стало синонимом местонахождения «на краю земли», теперь это исторический центр Москвы.


Москва, Сталинские высотки

Фраза «у чёрта на куличках», как считается, связана с событиями 1666 года, когда в богадельне у Ивановского монастыря завелась нечистая сила, беспокоящая обитательниц богадельни своими проказами. Попытки изгнать нечистого духа силами монахов только раздражали его, так что он "стал обличать их самих в разных беззакониях". Избавиться от демона удалось лишь вмешательством призванного из Флорищевой пустыни иеромонаха Илариона (впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский), который «семь недель с двумя иноками там подвизался в молитвах».  Церковь была сначала полностью перестроена в камне в 1488 году, и затем вновь, в стиле московского барокко в 16871689 годах.
Справа от Славянской площади, на которой стоит памятник Кириллу и Мефодию,  располагается Старая площадь, а чуть дальше, площадь Варварских Ворот, при этом,  четких границ, кроме дорожной разметки, между ними не наблюдается :-).

Москва, Сталинские высотки

 Интересный факт – что бы нашему автобусу со Славянской  площади выехать на Площадь Варварских ворот,  водителю пришлось проехать по Лубянскому проспекту, повернуть к пл. Ильинских ворот, а потом уже по Китайгородскому проспекту, минуя Старую площадь, свернуть, наконец,  к пл. Варварских ворот. Таким образом,  пришлось полностью объехать Ильинский сквер:-).  Вот такая непростая дорожная сеть в старой Москве:-).  
Все эти площади являются частью кольца центральных площадей Москвы, которое возникло на месте защитного укрепления, существовавшего с конца 16 века.  После того, как стены  и фортификационные сооружения вала  в некоторых местах срыли, на этих участках, и образовались просторные проезды и площади, образующие уже свое кольцо вокруг стен Кремля и Китай-города.  Странно, что стен по большей части уже и нет, а вот названия все еще сохранились. Например Китай-город…  XVIв., 1535-38 гг., Елена Глинская окружает древний Московский Посад краснокирпичной стеной длиной 2 567 метров с 12 башнями. При этом, в основание стены укладывались связки мощных стволов деревьев, эти связки в старину называли «кита», отсюда одна из версий названия Китай город  :-)  (есть сведения, что китайцы по всему миру позже стали селиться, возможно, даже, что великая китайская стена была возведена не китайцами, а ОТ китайцев :-), о чем свидетельствует направление бойниц в стене :-)).
Вообще, в Москве более пяти тысяч улиц и более ста пятидесяти площадей.
Пока мы объезжали Ильинский сквер, наша экскурсовод  рассказала об этом интересном месте – сквер был заложен в конце XIXв. как сквер-памятник. После  турецко-русской войны, здесь, в сквере, ставится  часовня в честь героев, погибших под городом Плевны, при освобождении болгар от османского ига.  

Москва, Сталинские высотки

 Вообще, в той войне погибли более двадцати тысяч наших сограждан, и теми, кто вернулся, была поставлена часовня.  Кстати, часовня эта в годы Советского Союза стояла прямо под окнами ЦК КПСС, и никто даже не подумал ее демонтировать, возможно, тогда историю знали и чтили лучше, чем принято сейчас преподносить.
После площади Ильинских ворот мы проехали здание Политехнического музея, который, кстати, был самым большим не только в нашей стране, но и в Европе. Сейчас здание частично закрыто на реставрацию, но его обещают обновить через лет семь-восемь, что ж, подождем…

Москва, Сталинские высотки

По пути следования автобуса мы, наконец-то познакомились с гидом:-)  
Зовут нашего экскурсовода Ольга Александровна Иванова.  Это потрясающий рассказчик, она просто заражает своим энтузиазмом, ее любовь к городу и его истории достойна восхищения!  С точки зрения комфорта во время поездки все тоже было на уровне, динамики в автобусе были над каждым сиденьем, что позволяло всем одинаково хорошо слышать гида. Кондиционеры работали, а сиденья были довольно удобными :-), водитель Юрий тоже хорошо справился со своей задачей, мы не заблудились:-).  В общем, рекомендую фирму  «Лучший город земли» для проведения досуга с пользой и интересом!

Ну что же, в путь!
Сталинские высотки
Интригует это словосочетание даже сейчас, в названии что-то такое…  железно-гранитное, монументальное, что-то из эпохи, которой больше нет. Эпохи, в которой люди гордились свой страной, считали, что, несмотря на то, что сейчас сложно и трудно, завтра обязательно будет лучше!  Был в истории нашей страны период, когда ей правили люди под псевдонимами…  Ульянов-Ленин, Джугашвили-Сталин – Человек Из Стали…  Вот по его задумке, после возведение ранее не виданных здесь высотных зданий, Москва должна была приобрести новый облик, соответствующий новому государству.
Итак, предыстория, 7 сентября 1947 года исполнилось 800 лет со дня основания Москвы, к этой знаменательной дате был подготовлен план возведения 8 высотных сооружений, в честь каждой  сотни лет по высотке :-). Все они  были заложены в один день, в один час.  В этот день все население огромного города вышло на торжества, посвященные этому событию, сначала заложили памятник Юрию Долгорукому (12 часов дня), а потом одновременно (в 13 часов) все высотки. И с тех пор 7 сентября празднуется официальный день города Москва.
Вот, что писал об этом журнал «Огонек»: "В 13 часов дня происходит закладка многоэтажных зданий в разных пунктах Москвы. Только один час проходит между закладкой памятника основателю Москвы Юрию Долгорукому и закладкой многоэтажных зданий. Но вся душа советской страны проходит перед нами в течение этого часа: далекое прошлое Руси, воин на коне, в шлеме и кольчуге, указывающий рукою вниз: "Здесь быть Москве", - и гигантские, многоэтажные дома, построенные по последнему слову техники для людей социалистического общества, для строителей коммунизма, для новых людей".



Первая  высотка, которую мы посетили -  должна была быть сооружена в самом древнем московском районе -  Зарядье. Сам район был уничтожен в годы советской власти, а окончательно он был снесен в 1945 году, когда здесь решили поставить одну из главных высоток.  Это должно было быть здание администрации МВД, высотой 275м.  А сегодня это самый дорогой пустырь, наверное, даже не только в Москве, но и в мире. 13 ГА пустыря, это внушает. Правда, в прогалины, между стыдливо закрывшими этот пустырь, плакатами, виден бывший фундамент гостиницы «Россия», а она строилась на фундаменте той самой народившейся высотки. Рядом с самым сердцем Москвы – с Кремлем, в центре города такой пустырь… ну кто еще может себе такое позволить.

Москва, Сталинские высотки

1945 г. – это резкий взлет карьеры Дмитрия Чечулина. В этом году он становится главным архитектором Москвы, членом-корреспондентом Академии архитектуры. В 1946 г. становится депутатом Верховного совета, вторично избирается депутатом Моссовета и входит в его исполком... Соответственно курирование возведения всех высоток было поручено ему.
Административное здание в Зарядье было последним из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Его не достроили - помешала смерть Сталина. Есть разные мнения о том, хотел ли Дмитрий Чечулин, главный архитектор проекта, строить его именно в Зарядье, или он был категорически против (но, кто посмеет спорить с Вождем?) теперь мы, конечно, не узнаем, но факт того, что после смерти Сталина стройка была заморожена, оспорить нельзя. Чечулин был против такого расположения по причине того, что монструозное здание своими размерами поглотит все близлежащие памятники архитектуры и закроет вид на Кремль.  Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. По некоторым источникам каркас здания успели построить чуть ли не в половину его высоты, а впоследствии разобрали и использовали в качестве металлоконструкций для стадиона в Лужниках. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. Похоже, на данный момент все это еще существует.
Из журнала "Огонек" от 27 апреля 1952 года: "Дом в Зарядье будет самым высоким в Москве: 37 этажей, а над ним башня с шатром и государственной эмблемой. Башня по высоте- 275 метров - таково расстояние от основания дома до высшей его точки. Внешний вид дома-гиганта должен соответствовать его "росту" и назначению. Его отделают большими керамическими плитами, белым литым камнем, известняком, гранитом. В солнечный день здание можно будет увидеть за много километров от Москвы. Строительство дома полностью закончится к 1954 году."
 Таким образом, здание в Зарядье было бы выше Главного Здания МГУ на 40 метров, хотя, по объему уступало бы ему, и с 1 250 тысячами кубических метров, было бы вторым в городе.
Каждое из семи высотных зданий Москвы должно было иметь сестру, но, здание на Котельнической набережной так и не получило себе сестренку по соседству, дом в Зарядье не был закончен.
Кстати,  Чечулин вернулся на это место в 1964 году и поставил здесь гостиницу Россия, которая просуществовала до 2004 года, т.е. 40 лет, официальная версия сноса здания – обветшание конструкций… даже  не знаю, что тогда о хрущебах говорить.  После долгих конкурсов и всего прочего наш президент своим решением постановил, что через несколько лет здесь будет парк-сад, ну что же, подождем. Кстати, в конкурсе по возведению сада победила иностранная компания, (а мы чего-то там про патриотизм говорим), но вот для согласования строительства этой иностранной компании выделена специальная проектная организация из местных, наверное, что бы у иностранцев крышу не сорвало от нашей бюрократии :-)

Москва, Сталинские высотки

Москва, Сталинские высотки

Москва, Сталинские высотки


А мы едем дальше. По набережной, вдоль стен Кремля мы следуем к второй нереализованной высотке – Дворцу Советов на Пречистенской набережной (Волхонке). Говорят, что место для дворца выбирал сам лично Сталин.
Это здание должно было  быть возведено на месте Храма Христа Спасителя,  который строили всем миром почти пятьдесят лет.  В каждой церкви стояла кружка для пожертвований, так что этот храм и, правда, возводили всем миром.  Ставили его лучшие архитекторы. А расписывали лучшие художники. Храм должен был быть памятником всем воинам, погибшим в отечественной войне 1812г., но простоять ему было суждено по времени даже меньше, чем его строили, 5 декабря 1931г. Храм был взорван.  С Храмом связана история-легенда, что монашки, которые первыми обжили это место, не хотели его покидать, и будто  бы настоятельница, которую силой переселяли, прокляла это место и сказала «Ничего здесь стоять не будет». Что ж, если считать с обителью, то уже три здания здесь строившиеся – разрушены, неизвестно, что будет дальше.

Москва, Сталинские высотки

Задача перед архитекторами стояла нереальная, построить надо было огромное сооружение,  а как это сделать в стране никто не знал.  Прошел конкурс на лучший проект дворца Советов. Победил в этом конкурсе Борис Иофан и его проектная группа. На то время дворец Советов должен был стать самым высоким сооружением в мире - гигантское здание высотой 415 метров, венчать которое должна была статуя В. И. Ленина высотой 100 метров, которая, ко всему прочему, должна была вращаться. Указующий  перст Вождя Пролетариата все время должен был показывать на диск Солнца, указывая путь в светлое завтра (только направление, что-то гуляло все время...).
Для  того, что бы понять технологии проектировщикам и архитекторам  пришлось ездить в Америку и Германию, где на тот момент уже были построены высотные здания (небоскреб высотой 384м.), и перенимать там опыт.  Переняли...
Когда свое слово сказали и архитекторы, и Сталин, надо было приниматься за вполне прозаическое строительство. И это притом что опытом возведения зданий выше 9—12 этажей страна не располагала. Что, в отличие от Нью-Йорка, Москва стоит на рыхлых, местами болотистых грунтах, на карстовых полостях и подземных реках. Что только на один фундамент для высотки уходило столько бетона и металла, сколько требовалось для семи десятиэтажных домов. Что, наконец, не было в те годы даже строительных норм, регламентирующих стандарты прочности и пожарной безопасности, использование материалов, конструкцию отопления и вентиляции зданий, скоростных лифтов и многое другое. Как не было и специальных подъемных кранов, способных работать на высотах свыше 200 метров, а также насосов, подающих бетон с земли чуть ли не за облака. Все эти, и многие другие задачи решались в процессе строительства, и решались настолько удачно, что страна получила и освоила новые строительные технологии, использующиеся до сих пор. В то время были защищены очень многие научные работы, позволяющие строить больше  и лучше.

Москва, Сталинские высотки

А теперь о высоте здания - для того что бы представить дворец Советов нужно мысленно поставить друг на друга в высоту 4 ХХС! Как говорится, - Мощно задвинул, внушает!
И его начали строить (как мы помним, заложены все здания были одновременно), углубились в грунты на 20м.,  дошли до скальных пород, вырыли огромный котлован в диаметре 150м.  (до сих пор не пойму, почему под квадратное здание круглый фундамент?), начали строить фундамент. Для этого строительства были построены специальные заводы и фабрики – керамзито-бетонный,  фабрика по производству спецстали (ее так и назвали – Сталь Дворца Советов).  К сожалению, этой грандиозной стройке помешала Великая Отечественная Война.
Все конструкции, которые были возведены поверх фундамента, были разобраны и пошли на защиту города – из них делали противотанковые ежи и надолбы.  После войны стройку решено было остановить, потому, что, во-первых, в такой страшной войне народ победил под руководством Сталина, соответственно,  такой дворец в честь Ленина вроде и не нужен уже.   В  честь Сталина же не планировалось дворцов, (потому что И.В. был довольно скромным человеком, такую помпезность для себя бы не потерпел), а еще сыграла свою роль записка Косыгина – он написал, что на продолжение стройки необходима ¼ всего строительного бюджета страны.  В общем. Как бы то ни было, но приняли решение стройку прекратить.
К 1957 году кто-то из инженеров заметил, что фундамент набирает в себя дождевую воду. После совещания на высшем уровне,  было решено возвести на этом месте самый большой бассейн страны и  назвать его красивым, и что примечательно, редким именем – Москва :-).


Бассейн существовал на этом месте довольно долгие годы аж до 1994г. Радовал москвичей, правда, сильно вредил зданиям, находившимся по соседству, а главное экспонатам этим зданий…  Бассейн имел столь огромную площадь испарения водной поверхности, что был причиной коррозии у соседних зданий. Особенно это проявлялось зимой, когда над всем сооружением постоянно стояла стена из пара
А рядом с бассейном и Государственный Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина, и Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков,  и картинная Галерея Ильи Глазунова, и все остальные исторические здания на ул. Волхонка.

Москва, Сталинские высотки

На другой стороне ул. Волхонка находится заправочная станция 30-х годов прошлого столетия. Как ни странно, станция действует, правда заправляют там только автомобили со специальными номерами, называется заправка - кремлевской. :-)  Построена она была специально для посетителей дворца Советов.

Москва, Сталинские высотки

От дворца Светов еще осталась здесь станция метро  Кропоткинская. Строил ее архитектор Алексей Душкин. До 1957г. Станция называлась «дворец Советов». Такой светлой, широкой и  воздушной станции метро больше нет.  Строилась она с расчетом на то, что 21000 делегатов съездов будут выходить из нее в дворец Советов.

Москва, Сталинские высотки

У станции Кропоткинская и в наше время есть ряд интересных аспектов -
Ночью 16 мая 2010 года состоялся ночной концерт Камерного оркестра «Kremlin», мероприятие было уникально по следующим параметрам:
Третье официальное мероприятие, проводившееся целиком на станционном комплексе Московского Метрополитена в мирное время (предыдущие два проводились на станции Маяковская), заранее организованное, из не связанное с открытием станции для пассажирского движения или на участке за ней.
Второй ночной концерт и первый доступный для пассажиров, в общей сложности на 400 человек, не считая работников Метрополитена. Концерт, как и большинство мероприятий «Ночь в музее», был бесплатным для зрителей. Попасть можно было: поклонникам оркестра и читателям блога в Живом Журнале дирижёра и художественного руководителя Миши Рахлевского, работникам Московского Метрополитена, или любому пассажиру Московского Метрополитена, в числе первых десяти правильно ответивших на вопрос конкурса, появлявшиеся в случайное время с 12 до 14 мая с 9 до 18 часов (например, 10 вопрос появился в семнадцатом часу 14 мая).
Еще был вариант - случайно оказаться в нужное время у входа и получить после 2 часов невостребованный пригласительный билет. Однако не явившихся было небольшое количество, меньше чем число желающих.
С 1:30 до окончания концерта на станции были размещены Ретропоезд Сокольники и Акварель, картинная галерея «Акварель» была открыта до начала концерта и закрыта по причине издания своеобразного «чиха», а Ретропоезд Сокольники выполнял роль бельэтажа.
Но для автора станции – Алексея Душкина, наверное, самым главным стало то, что станция спасла его от лагерей. В то время, когда Душкин находился в застенках Лубянки, приехал английский представитель, ему по какой-то причине показали станцию метро Кропоткинская, и находясь под впечатлением от сооружения, англичанин спросил, кто же автор такой красоты? Пришлось злым дядям выпустить Душкина и познакомить его с англичанином.
Вот такая она эта станция…
Итак, продвигаемся дальше.
 Нас ждет третья встреча с легендой…
Вид с большого каменного моста.  

 Здесь стоит так называемый «Дом правительства» или «Дом самоубийц», а жили здесь члены правительства, за которыми ночью частенько приезжали воронки, а потом квартира освобождалась, и новые жильцы  въезжали в просторные комнаты, догадывались ли они, что ждет их? Подозревали ли? Кстати, дом этот рекордсмен по памятным доскам их здесь целых 26 штук. по фасаду и 8 в подъездах. Кстати, долгое время на крыше этого дома крутился огромный логотип фирмы Мерседес, сейчас его, правда, демонтировали ;-).

Москва, Сталинские высотки

Здесь организован музей Юрия Трифонова, жившего в этом доме, и написавшего знаменитый роман "Дом на набережной". Этот музей нам рекомендовала посетить наша гид.
Едем дальше, проезжаем Софийскую набережную. Тут из автобуса нам открывается прекрасный вид на Кремль.
А по ссылке можно посмотреть фото разных лет, и ознакомиться с изменениями этой набережной.
Возвращаемся в 1947г....  После страшнейшей войны в истории человечества прошло всего два года, а уже вышло постановление Сталина о том, что в Москве будут строиться высотные здания.А вокруг - трудная послевоенная жизнь. 47-ой год был особенно сложным. Полстраны в руинах.  11 миллионов человек осталось без крова. Катастрофическая жилищная ситуация. Ослабевшая страна после войны, страшные и голодные времена, но постановление есть, и стройка началась. Сложно судить да и рано пока, что было лучше - вот этот сталинский ампир или хрущебы… Первое является символом нашей страны, ее возрождения и величия, и это на фоне катастрофичного положения простых людей. Второе  – позор архитектуры, но при этом, позволивший людям переселиться из «общественных ульев в личные гнезда», а стали ли люди от этого счастливее, и улучшилась ли их жизнь это еще вопрос, который откроет всю правду много позже.  Когда Сталину задали вопрос – зачем стране, которая вся в разрухе такие дорогие здания, он ответил – Страна возродится, и к нам будут приезжать делегации, которые увидят великий народ, достойный жить в таки домах. Вот сейчас у меня вопрос, разве мог этот человек быть недальновидным?

Москва, Сталинские высотки

Проезжаем Устьинский мост и вот она – следующая высотка на Швивой горке. Это стратегическое место – река Яуза, по корой можно было доплыть до Волги, правда с волоками и не просто, но можно, являлась всегда красивейшей водной магистралью города, ее протяженность в черте города около 26 км. Так вот, в этом красивом месте,  где Яуза впадает в Москву-реку,  напротив стен Кремля, и было выбрано место для очередного высотного здания, строили его как дом для «наших людей». Сталин так и сказал – будут жить здесь наши люди. Что периодически становилось с нашими людьми, известно по дому на набережной, поэтому, поразмыслив немного, отдали дом творческой интеллигенции.
И сегодня этот дом называется – Дом Работников Искусств на Котельнической набережной.  Или Корона победителей на Швивой горке. Почему Корона победителей? – Потому что стиль Ампир призван славить империю и победителей. Здание высотой в 176 метров, в 32 этажа, вместе с техническими,  замыкает перспективу Москвы-реки от Кремля на восток.


Москва, Сталинские высотки


Москва, Сталинские высотки

Говорят, что если смотреть на дом сверху, то он похож на птицу счастья с распластанными крыльями.
Интересным фактом является то, что корпус, который отходит от высотного здания вдоль берега Москвы-реки уже был построен до войны, и строители приделали высотку к уже имеющемуся зданию. Сейчас заметить сопряжение двух  стен невозможно, так хорошо строили в те времена.
Итак, этот дом – первый из семи построенных высотных зданий. В доме насчитывалось около 700 квартир, они сдавались сразу под ключ с белоснежной мебелью на кухне, импортной сантехникой и бронзовыми светильниками. Получить квартиру в этом доме – предел мечтаний многих людей в советское время! После того как дом сдали, вся творческая интеллигенция стала забрасывать партийных боссов письмами на тему, хотим жить и творить для народа не в коммунальных квартирах, и т.д.
Правда, поселиться в этом доме смогли не все.  Тогда, в 1952 году квартплата была очень высокой, потому, что квадратный метр этого жилья обошелся государству в 5500р. Это были огромные деньги, поэтому  квартплату никак нельзя было снизить. Таким образом, поселились в этой высотке люди довольно состоятельные, при этом с автомобилями, да в таком количестве, что гаража на 150 машино-мест не хватило на всех желающих. В доме проживало очень много знаменитостей – представителей советской творческой интеллигенции, выдающихся деятелей науки, военных и чиновников партийной номенклатуры. Об этом свидетельствует большое количество памятных досок. Здесь жили Никита Богословский, Александр Твардовский, Клара Лучко, Нонна Мордюкова, Наталья Сац и многие другие.

Москва, Сталинские высотки

Побывать в этом доме и полюбоваться интерьерами вполне возможно, необходимо записаться на экскурсию в мемориальную квартиру-музей Галины Улановой (говорят, что там очередь до двух месяцев, но если очень хочется, то поркуа, бы, не па? :-)).  Кстати, ордер Галине Улановой выписал сам И.В, что бы переманить ее из Ленинграда в Большой Театр, Уланова согласилась,  и прожила в этом доме почти 40 лет.  И, еще интересный факт – квартира великой балерины считается единственной сохранившейся не только интерьерами, но и объемами, такими, какими они сдавались в эксплуатацию :-).
Еще одна удивительная женщина, жившая в этом доме это, конечно же, Фаина Георгиевна Раневская.  Чувство юмора актрисы,  запомнившееся всем нам множеством её собственных афоризмов, большинство из которых стали «крылатыми», несомненно, помогало ей и в быту.  Существует легенда, что однажды чекисты предложили ей «сотрудничество», доносить на сослуживцев, но актриса не растерялась и говорит – «Не могу, я по ночам кричу во сне, могу все секреты разболтать соседям по коммунальной квартире»  :-).  После чего ей выдали ордер на квартиру в этом доме (наверное, с расчетом, что стены звуконепроницаемые).  Про квартиру она потом писала – «Живу над хлебом и зрелищами, окна выходят на помойку». Жить в любой части такого дома считалось удачей и привилегией. Особо избранные помещались в центральном корпусе здания, верхние окна которого открывали вид на Кремль.

Москва, Сталинские высотки

Квартира  Раневской находилась в  боковой части здания, в корпусе «Б», она  проживала на втором этаже над булочной и кинотеатром «Иллюзион». Этот последний, кстати, был единственным кинотеатром, где показывали фильмы без предварительного просмотра специальной комиссией. Из-за этого он часто бывал под угрозой закрытия, но знаменитые жильцы дома всегда спасали его. Чекисты не оставили Раневскую, пришли снова, говорят, теперь у Вас отдельная квартира, давайте сотрудничать, но эта великая женщина снова нашлась, каждый вечер открывая окно она громко разговаривала допоздна, пока от других жителей не посыпались жалобы домоуправу – посели в доме безумную женщину, никому не дает спать! Вот такая история-байка, потому, что Сталин лично выписал Раневской ордер, он уважал и ценил ее за необычайный талант, говорил даже – «Если Жарова надо гримировать для роли, то Раневская в своем образе без грима сыграет любую роль!»
Вообще, как сказала наш экскурсовод о жителях этого дома можно рассказывать очень долго, но это совершенно другая экскурсия.

Москва, Сталинские высотки

Зато, есть данные о том, что на фасаде дома изображены заключенные, которые строили его, а в перерывах позировали скульпторам, создававшим барельефы, на которых изображены строители коммунизма, всматривающиеся в светлое завтра.  Ну, тут даже все честно, кто строил, тот и изображен :-). Говорят, даже, что заключенные жили в построенных квартирах, пока возводились верхние этажи, и шла отделка.  Кстати, заключенные строили это здание только потому, что министерство, за которым было закреплено строительство этого дома – это МВД, и самыми большими трудовыми резервами, которыми ведомство располагало, как раз и были заключенные.  Вот такая экономика.

Москва, Сталинские высотки

Интересная история про этот барельеф – говорят, что мужчина, позирующий скульптору, должен был стоять с тяжелым знаменем на вытянутой руке, он и простоял ровно пятнадцать минут и упал в обморок, а может, заснул… За такую провинность его хотели сослать снова в лагерь, но каким-то образом получилось этого не допустить, остался работать он на этой стройке.  Возможно, не такой каторгой как в лагере была эта стройка?
Узнать точное число квартир этого дома  в настоящее время, к сожалению, представляет большую трудность, так как нынешние жильцы соединяют несколько квартир в одну и переделывают их, а в советское время было и обратное – одну квартиру делили на клетушки, чтоб родственники могли жить, и не поубивать друг друга на одной площади :-). Был даже такой прецедент: в двухуровневой квартире установили лифт, и по стенам пошли трещины. К счастью, лифт демонтировали.
Василий Аксенов, тоже живший в этом доме, написал о нём книгу «Москва-ква-ква», в ней он не только писал о самом доме и его обитателях,  но и изложил теорию, что подземными ходами здание соединено с Кремлем  и  фундаментом не построенной высотки в Зарядье.  Для этой цели, по мнению Аксенова, даже перенесли устье реки Яузы с одной стороны моста на другую. Проверить это, наверное, могут только диггеры, а нам остается прибывать в догадках.
Итак, немного побродив в крошечном скверике у этой высотки, рассмотрев фонари парадного входа, мы отправляемся дальше, в объезд по Швивой горке.

Москва, Сталинские высотки

Во время этого переезда нам рассказали, почему горка, на которой стоит высотка дома актеров, называется – Швивая.  Тут несколько теорий – первая, потому что здесь жили швеи, они шили, например, колпаки (в округе имеются Колпачные переулки). Вторая версия – что горка все-таки Вшивая, потому, что в этом районе стояли бани, вдоль рек Москва и Яуза, где брили, и бороды, и лохмы, а с ними, как известно, и избавлялись от  насекомых, поэтому-то Вшивая горка :-).

Москва, Сталинские высотки

А вот тут новый конный памятник Дмитрию Донскому.
Вот мы выехали на Таганку, а название она свое получила от того, что в старину жили тут мастера, работа которых была связана с огнем и водой, это и гончары, и кузнецы,  которые занимались изготовлением утвари, в частности, - таганы или таганки. Это такой круглый обруч на трех ногах, что бы под ним развести в печи огонь, а на него поставить чугунок, своеобразное облегчение жизни. Ежели, что быстро сготовить надо, то  всю печь не будешь топить, это долго,  а с таганком можно  как бы на открытом огне готовить. 



 Вот этот таганок  дал название, и площади, и району современной Москвы.

Москва, Сталинские высотки

Эта большая усадьба на Яузской набережной – это усадьба Баташовых, она единственная сохранилась здесь в войну 1812г. Потому, что маршал Мюрат стоял здесь, и его воины, и он сам, защитили усадьбу, не дали ей сгореть в страшном пожаре.

Москва, Сталинские высотки

А вот этот горбатый мостик через Яузу – поучаствовал декорацией к фильму «Покровские Ворота», тут Костик встречался с Ритой, и они шли к ее родителям в дом на Котельниках. 

Москва, Сталинские высотки

Вообще, высотка эта обласкана киношниками, это и Москва Слезам  Не Верит,  виды на Москву из квартиры профессора были сняты из этой высотки, это и Бригада, и Брат-2, и т.д.

Едем дальше, нас ждет четвертая сестрица – высотка  на Красных Воротах.
Итак, площадь Красные Ворота, откуда название такое?  Когда-то в этой самой высокой точке Садового кольца были воздвигнуты Триумфальные ворота. Установили их по приказу Петра I в честь победы в 1709 году над шведами в Полтавской битве Северной войны. Впоследствии его жена, Екатерина I заменила их новыми в честь собственной коронации в 1724 году. Через 8 лет эта арка сгорела при большом пожаре и была восстановлена в 1742 году по случаю коронации Елизаветы Петровны для торжественного кортежа, который должен был проехать из Кремля в Лефортовский дворец через это сооружение. В 1748 году произошёл ещё один пожар, и эти ворота опять сгорели.
В 1753 году Д. В. Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную арку, построенную архитекторами Екатерины I. Это был типичный образец стиля барокко, с кроваво-красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями и более чем 50 яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи», гербы Российских губерний и т. д. это сооружение и стало на долгие годы Красными Воротами Москвы.

Москва, Сталинские высотки

Кстати, само Садовое кольцо (на котором в данный момент нет ни одного сада) образовалось из огромного земляного вала, протяженностью 16 км., вал этот окружал  город, но после войны 1812г., был разобран по приказу императора  Александа I. Земля вала пошла на обустройство голландских садиков, парков и дворянских усадеб, окружавших город. Постепенно дорога, соединявшая усадьбы,  превращалась в магистраль и к концу 1927г.. было принято решение расширить садовое кольцо, путем сноса близлежащих построек, в число которых и попали  Красные Ворота. Руководил этим  Лазарь Коганович, более чем в два с половиной раза было расширено Садовое кольцо. Попытки сноса арки Красных ворот предпринимались московскими властями ещё в середине XIX века. Так в 1854 году от сноса она была спасена только благодаря ходатайству А. И. Дельвига. Площадь, на которой они находились, сейчас называется площадь Красных ворот. В 1935 году на этом месте была открыта одноимённая станция метро.


В 1962 году площадь была переименована в Лермонтовскую, затем в 1986г. была заново переименована в площадь Красных ворот, правда, ворота не вернули.  Как-то в нашем государстве не клеится с названиями…

Москва, Сталинские высотки

Вот мы и приехали к второй построенной высотке это – Административно-жилой дом на Красных воротах высотой 138 метров (но в нашем путешествии это четвертая точка нашего мини-путешествия и второе построенное здание). Центральный корпус высотой 24 этажа, ярусного типа увенчанный шатром. В корпусе располагались Министерство транспортного машиностроения.

Москва, Сталинские высотки

Москва, Сталинские высотки

Боковые корпуса высотой от 11 до 15 этажей - жилые.  Трехчастный красивый портал этого дома предваряют уже не фонари, как на Котельнической, а, можно сказать, египетские обелиски. Связано это с тем, что центральная часть этого дома – административная, а боковые флигели, уже жилые.  Вообще, входные группы украшены у каждого высотного здания, из тех, что мы сегодня посетили,  но у каждого по-своему.
Строить этот дом  поручили  министерству путей сообщения, архитектор – Алексей Душкин.  Считается, что для возведения этого дома было потрачено больше всего металла,  что Душкину не один раз припомнили впоследствии.

Москва, Сталинские высотки

Под корпусом, выходящим на Каланчёвскую улицу, расположен северный вестибюль станции метро «Красные ворота»,  это выход был открыт 31 июля 1954 года. Сама же станция метро открыта  15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена — «Сокольники» — «Парк культуры».  При строительстве основания этого высотного здания был применен прием, не имевший аналогов по технической смелости и инженерному искусству. Поскольку дом высотой 138 метров, в 24 этажа,  строили одновременно с сооружением северного выхода со станции метро «Красные ворота», то проектировщики столкнулись с непростой проблемой: какое-то время многоэтажное здание будет находиться на самом краю котлована, следовательно, грунт осядет неравномерно и высотка накренится. Поэтому решено было специально строить с наклоном. Перед этим грунт по периметру ямы искусственно заморозили по технологии строительства метро. И вот представьте, идут люди по улице,и видят, что возводят огромный КРИВОЙ дом! Что тут началось!  Были завалены все строительные организации письмами – На Красных Воротах строят КРИВОЙ ДОМ!

Москва, Сталинские высотки

Представляете себе напряжение всех этих месяцев, когда конструктора и строители ждали полной разморозки фундамента? Ждали они этого целых три! месяца! И, когда, наконец, он оттаял, здание просело и приняло вертикальное положение, а после отклонилось в противоположную сторону! Но запас прочности плиты, на которой возводился фундамент и каркас был таким, что до сих пор дом стоит и не разваливается:-).  Такой способ больше никогда и нигде не применялся из-за сложности расчетов. В итоге здание оказалось не вполне вертикальным, из-за чего в нём постоянные проблемы с эксплуатацией лифтового хозяйства, но вполне пригодным для жилья.  Жители, по словам нашего гида, вполне довольны своим домом.  Кстати, среди жителей этого дома актеры – Наталья Гундарева и Борис Чирков. 
Памятные доски на стене здания рассказывают нам о выдающихся личностях МПС и о том, что здесь родился великий русский поэт  М.Ю. Лермонтов… но мы, конечно же, понимаем, что не в этом здании :-). На месте высотки в то время находился большой квартал жилых домов, в том числе и дом генерал-майора Толя, где в 1814 году родился М. Ю. Лермонтов. На месте высотки был древний московский район – Добряковка, и мама Лермонтова приехала рожать своего сына в Москву, в дом генерала Толя. Домик как раз стоял в этой местности.  Кстати, в этом году 200 лет со дня рождения поэта.
В скверике рядом с памятником Лермонтову, есть еще один памятник,  скульптора Шадра, под названием – Сезонник. Памятник был установлен в  1929г.

Москва, Сталинские высотки

В то время здесь была Черная биржа, на которой разбирали рабочих на сезон, и, олицетворяя всех этих наемных рабочих, скульптор изобразил уставшего русского мужика с нечесаными вихрами и в стоптанных ботинках. Сейчас этот памятник многие называют – Гастарба́йтер, но я все-таки за историческое название.
Двигаемся дальше по Каланчевской улице, здесь нас ждет  очередная высотка – это красивейшее здание, которое в наше время имеет название, вызывающее в моем мозгу когнитивный диссонанс – это отель Hilton Moscow Leningradskaya. Это третье здание законченное строительством.

Москва, Сталинские высотки

По пути к гостинице мы сделали почетный круг по площади трех вокзалов, которую еще называют «Энциклопедией Архитектурных Стилей». 

Москва, Сталинские высотки

Справа, по ходу движения нашего автобуса, Казанский вокзал – архитектор Алексей Щусев.  Щусев стал победителем заказного конкурса на комплекс зданий Казанского вокзала в Москве и в конце 1911 года его официально утвердили главным архитектором строительства. Он соревновался с Ф. О. Шехтелем, выполнившим весьма сходные по характеру проекты.



Москва, Сталинские высотки
 

Казанский вокзал зодчий строил почти 30 лет, начиная с 1913 года. Для этого он перебрался из Петербурга в Москву.

Москва, Сталинские высотки

По замыслу заказчика, поддержанного архитектором, живописность композиции всего сооружения, состоящего из многочисленных объёмов, напоминающих целый городок, украшенный башней и часами, отражали характер старой Москвы. Использование белокаменного декора на краснокирпичном фоне стен выполнено в духе русского барокко XVII века.  Хоть вокзал и восточного направления, но стиль, в котором он построен, относится к древнерусскому, тут и резные наличники, и расписные панно внутри.

Москва, Сталинские высотки

Рядом с Казанским вокзалом башня, похожая на Кутафью башню Кремля, вот именно этот стиль русского зодчества XVIIв. был так близок Щусеву, в разработке проекта вокзала и близлежащих зданий. В нем он строит и эту башню, и Центральный Дом Культуры Железнодорожников, находящийся поблизости.

Москва, Сталинские высотки

А вот слева по ходу движения автобуса – самый модный вокзал Москвы – Ярославский.     В 19021904 Ф. О. Шехтелем к старому зданию вокзала был пристроен новый фасад с залом ожидания, решённый в неорусском стиле с элементами северного модерна.



Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам.  Внешний облик вокзала отличается элементами древнерусского стиля это, и щипковые крыши, и шатровые башни, заметные суровым, северным обликом, мозаичные полотна в пастельных тонах.

Москва, Сталинские высотки

Весь этот облик  доносит до нас, что это вокзал именно северного направления.
Проезжаем дальше по площади и видим еще один, самый первый  вокзал города, построенный архитектором Тоном в стиле классицизм – Ленинградский вокзал.

Москва, Сталинские высотки

Архитектором было построено два вокзала в одном стиле в Санкт-Петербурге и в Москве, соединяли они первую железную дорогу страны - Петербургско-Московскую железную дорогу, движение по которой началось в 1851 году.
Кстати, центральная часть вокзала уже не башню напоминает, а именно каланчу, от этого возможно и площадь – Каланчевская.
А рядом с вокзалом памятник первому министру путей сообщения – Мельникову, есть такие памятники, и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

Москва, Сталинские высотки

И завершает этот ансамбль, расположенный в пределах одной площади – гостиница «Ленинградская», выполненная так же в стиле древнерусского зодчества, но с элементами  современности, объект нашего интереса в рамках экскурсии :-)

гостиница Ленинградская

Высотка эта внешне отличается от других – на ней  зеленый шпиль, который стоит на восьмерике, а восьмерик на четверике, украшенном красной глазурованной плиткой, это так называемый стиль «Нарышкинского барокко».

Москва, Сталинские высотки

Когда Сталин просил архитекторов выполнять проекты в древнерусском стиле, с сочетанием барокко, архитекторы Поляков и Нарышкин услышали Иосифа Виссарионовича, а мы получили здание гостиницы «Ленинградская».  Здесь вокруг стоят небольшие обелиски, заканчивающиеся золотыми шарами, красное теремное крыльцо приглашает нас внутрь, через деревянную вертушку, которая специально конструировалась  и строилась для входа в это здание.  Вертушку эту сохранили как исторический объект. В главном вестибюле здания голубые сводчатые потолки с росписью, с которых  свисают золотые люстры, непохожие одна на другую.  


Сама  гостиница, своим шпилем, перекликается с башней Сююмбике  Казанского Кремля.  В 1954г. комиссия, которая принимала объект, единодушно отозвалась по поводу здания и стиля – это не гостиница, это храм какой-то! Зашла комиссия в здание и увидела …. Вопиющую роскошь! Для сравнения – квадратный метр здания на Котельниках обошелся государству в 5500р., а квадратный метр гостиницы Ленинградская уже в 21000р., и это не считая оснащения номеров (с оснащением около 40000р., при этом только на люстры вестибюлей ушло 2млн. рублей)!
Вот такая роскошь. 
Потолок вестибюля 13-ти метровый кессонированный, больше таких нет, а с него, по словам комиссии, свисают «паникадила»!  Так назвала комиссия четыре огромные хрустально-золоченные люстры, правда, украшенные символами советской эпохи.  Кстати, в гостинице, с обеих сторон обрамляемая винтовыми мраморными лестницами, висит люстра, длиной 15м., которая вошла в книгу рекордов Гиннеса, как самый длинный созданный руками человека светильник! Люстра свисает в пролете лестницы вестибюля с шестого этажа вниз. А мраморную лестницу охраняют трофейные гепарды, привезенные в конце войны.  Именно здесь их пристроили Поляков с Борецким. Так же в гостинице имеется целый портал из красного полированного камня. А камень этот ничто иное как – шокшинский кварцит,  только одно месторождение в мире на Онежском озере разрабатывает этот камень, настолько он редкий. Его использовали для отделки мавзолея, им написано слово – ЛЕНИН. Раньше на этом портале был герб СССР из золотой смальты, но его демонтировали, сейчас он находится в одном из залов приемов. Вот такая нечеловеческая роскошь!  Посетить бальные залы и залы приемов гостиницы можно только в один день в году – в день музеев по предварительной записи, но осмотреть вестибюли можно в обычные дни.

Москва, Сталинские высотки

С внешней стороны гостиница вплотную пристыкована к доходному дому XIXв. Обусловлено это тем, что под строительство была выделена очень маленькая площадь – 0,54Га., по сравнению с остальными высотками – просто крошечная.  Не смотря на это, строили ее два серьезнейших министерства – военное и военно-морское.  Почему? А ответ на этот вопрос такой – к началу строительства гостиницы о местности с точки зрения геологии было известно многое, в частности, что грунты здесь очень  водонасыщенные, с большим количеством подземных рек. Стало это известно после того, как в момент постройки станции метро Комсомольская-радиальная летом 1934 года проходчики станции натолкнулись под землёй сначала на плывунное болото, а немного глубже — на древний ручей Ольховец.  Строить высотные здания на таком грунте безумно сложно, и здесь впервые был применен метод вибонабивки свай. 


  Кстати, оформление станции метро Комсомольская-кольцевая, это гимн нашей победе, на восьми мозаичных полотнах, созданных Павлом Кориным из драгоценных камней, металлов и разного рода смальт изброжены воины-победители начиная со времен Александра Невского и заканчивая Великой Отечественной Войной.  В следующий раз будете проходить (пробегать), обратите внимание.


Интересный факт из истории гостиницы – когда в 1954г. она открылась, первыми ее посетителями стали делегаты съезда Народно-Трудового Союза. Это были рабочие и крестьяне из глубинки, и когда, заселившись в гостиницу, они увидели всю эту роскошь, то пребывали долгое время в шоке, спать ложились на полу, боялись испачкать постельное белье.  Представьте, вся страна разрухе, все в бараках. А тут такая роскошь. Но, с другой стороны, все это было построено не для кучки избранных, а для любого гражданина Страны Советов, и это был задел на будущее, люди верили, что с течением времени все так же хорошо жить будут.  Делегаты  еще долго рассказывали у себя в глубинке, какая жизнь ждет всех в будущем :-). Вспомните, хотя бы фильм Свинарка и Пастух, все сюжеты из жизни.
Продолжаем экскурсию, едем по Садовому кольцу к следующей высотке – это Дом Авиаторов (четвертое возведенное здание, очередная  достопримечательность экскурсии).   


В той части Садового кольца, по которой мы проезжаем, сохранилась здание, построенное графом Шереметьевым в самом начале XIXв., ранее называющиеся «Богоприимный Дом», сейчас это институт скорой помощи им. Склифосовского.

 
Проезжаем пересечение Садового кольца, улицы Сретенка и улицы Мещанской (ныне проспект Мира). Здесь, в парке есть памятная доска о том, что еще во времена Петра I в этом месте стояла сторожевая Сухаревская башня.  В народе ее, как только не называли, и Невеста Ивана Великого, и  Сухаревская барышня, была она своеобразным символом Москвы, простояла до 1934г. Но, не смотря на письма от всех архитекторов Москвы, и Сталину, и Когановичу, который занимался расширением Садового кольца, башня была снесена. Коганович, кстати говорил, - «Москву строил пьяный строитель, все улицы кривые, надо выпрямить!».  




 Башню снесли, но не взорвали, ее разбирали по кирпичикам. Почему? Вообще, историю Сухаревской башни очень любят мистики. Когда строили переход со станции метро «Суаревская» на станцию «Проспект Мира», строители наткнулись на фундамент башни,  оказалось, что от него во все стороны Москвы уходят подземные ходы. Как только это обнаружилось, то снова началась история поиска Черной Книги Якова Брюса.  Есть сведения, что в Сухаревской башне он жил и работал.  Маг,  волшебник, чародей, астроном, чернокнижник, как только не называли Якова Вилимовича Брюса, сподвижника Петра I. Начал он работать в башне еще в те времена, когда туда была переведена Навигатская Школа.  Вообще, Брюс интересная  личность, считается, что  Черная Книга Магии хранилась у него. Содержание книги прямо-таки завораживает – формула вечной жизни, философский камень, алхимия, и т.д., и т.п.  Считается, что он один из первых масонов, поскольку корнями он из Шотландии, часто путешествовал туда, хотел даже приобщить к масонству Петра I. Правда, тому не понравилась чопорная Англия, где Петра хотели познакомить с Ньютоном, особенно, если учесть, что сравнивал он ее с веселой Голландией :-). В результате не воспылал царь к масонству, но, может оно и к лучшему.  Так вот, в момент разбора Сухаревской башни, даже сам Сталин приезжал и лично руководил работами, правда книги так и не нашел, но факт интересен, правда, ни одного документального свидетельства интереса И.В. к магии и потустороннему не имеется.


А это Триумфальная площадь, здесь тоже  имеется высотное здание со шпилем, но оно не относится к избранному кругу «сталинских» высоток, хоть проектировал его так же Дмитрий Чечулин. Начало строительства -  1935г., строилось здание как гостиница МВД, закончено строительство было уже в послевоенные годы. После фестиваля Молодежи и Студентов  гостиница  получает название – Пекин.  Гостиница Пекин интересна тем, что высота потолков ее апартаментов достигает шести метров! Наверное, что бы пекинцы с зависти полопались, или от комплексов :-)

.
На  Триумфальной площади так же находится памятник поэту В.Маяковскому, а выходит на нее станция метро Маяковская. У этой станции тоже интересная история, выходя с перрона  в вестибюль станции, Вы попадаете в дирижабль Циолковского. Алексей Душкин проектируя и строя эту  станцию, предпочитает материалы, которые до него в строительстве станций метро не использовались.  Это металлические пластины из нержавеющей стали, которые можно было сделать только на прокатном стане, который стоял в поселке Дирижаблестроителей, сегодня это город Долгопрудный.  А  вверху, под сводом станции мозаичные полотна художников Дайнеки и Фролова под названием «Сутки Страны Советов».

Продолжаем движение по Садовому кольцу, видим здание обновленного Планетария, построенного в 1929 году, про него еще Маяковский писал – «Каждый пролетарий должен увидеть планетарий!».  Планетарий реставрировали, целых 17 лет! А рядом с планетарием прогулочная зона, включающая в себя и Московский Зоопарк, которому в этом году исполняется 150 лет.



Вот уже, и Кудринская (ранее пл. Восстания), а на ней высотка, к которой мы ехали – Дом Авиаторов.   

Почему такое название? Потому что тут поселились первые летчики-испытатели, первые люди конструкторского бюро им. Туполева, первые летчики-космонавты, пока не переехали в Звездный. Архитекторами Посохиным и Мндоянцем в этом месте построен жилой дом на 450 квартир. В 1955 году балансовая стоимость здания составляла 648 млн. рублей Единственный в своем роде, где внутри конструкции дома существует бомбоубежище, действующее на сегодняшний день. В момент сдачи дома в эксплуатацию на первом его этаже располагался, как говорят, шикарный гастроном № 15 и кинотеатр «Пламя». «Хлеба  возьмешь, черняшки, колбасы полбатона и в кино!» :-). Сейчас все еще можно полюбоваться интерьерами гастронома, для этого надо зайти в молодежный клуб, расположенный справа от центрального входа, под арочными окнами.

 
И у этого дома есть своя история, даже в чем-то пикантная. Так вот, верхние 2 этажа центрального корпуса в период строительства нового здания посольства США были выселены, и на них была размещена спецаппаратура КГБ, предназначенная для радионаблюдения за посольством. Посольство, находилось недалеко, буквально следующий дом по улице, и строилось в то же самое время, в 1953-1954гг. Причем эти жучки обнаружились только тогда, когда здание захотели отреставрировать :-).  
Технические этажи боковых корпусов были впоследствии модернизированы и превращены в жилые. На них можно попасть по лестнице, поднявшись из подъезда, либо по открытым переходам из центральной башни.
Большие подъезды (1-й, 4-й, 14-й), обслуживаются тремя лифтами каждый. Центральный лифт 1-го подъезда (центральный корпус) способен подниматься до 23 и 24 этажей, но в обычном режиме его работы эта возможность заблокирована. Кроме того, все 3 лифта 1-го подъезда не останавливаются на 2-м этаже. На втором этаже (1-й подъезд) расположена Дирекция ГУП ЭВАЖД, обслуживающая этот дом и ряд других высотных зданий.


А мы едем дальше, нас ждет следующая красавица, расположенная недалеко, тут же, на Садовом кольце – Здание Министерства Иностранных Дел на Смоленской-Сенной площади (пятое построенное здание, седьмая  веха экскурсии).

  
Это здание нам часто показывают в новостных программах, но показывают его очень любопытным ракурсом – так, что бы было незаметно, что шпиль его не только меньше, чем у других высоток, но еще и другого цвета. А история такова – когда Сталин, проезжая уже мимо построенного каркаса здания,  заметил, что шпиля на нем нет, то вызвал к себе архитекторов проекта - профессоров архитектуры М. Минкуса и В. Гельфрейха. На предоставленном чертеже проекта главного здания Сталин самолично пририсовал шпиль, обозначив пропорции, и дал задание, воплотить его в жизнь. Но здание уже почти возведено. Архитекторы понимают, что конструкция не выдержит тяжелого шпиля, и принимают решение выполнить основание шпиля, прорубив перекрытия нескольких этажей, а сам шпиль сделать из листов стали, покрыв краской в тон. И вот теперь мы видим, что шпили, являющиеся отличительными знаками высоток, есть на каждом здании. Но судьбой шпиля здания МИДа еще во времена Хрущева могли распорядиться иначе.  К генсеку  обращались с просьбой шпиль убрать, что бы ни тратиться на его ежегодную покраску, и не рисковать жизнями людей, которые выполняют эту работу на высоте, но по легенде Хрущев велел шпиль оставить как «Памятник глупости Сталина». 

Строили это здание с 1947 по 1953гг. Высота здания 172 метра, общая площадь внутренних помещений 65 000 кв. м. Высотка оборудована 28 лифтами, 18 из которых скоростные. На высоте 114 метров на мидовском здании соорудили герб СССР, выполненный из железобетона. Общая площадь этой конструкции впечатляет – 144 квадратных метра. Герб находится там и в наше время. Отличительной особенностью здания МИДа от других сталинских высоток является отсутствие символа Советского государства – пятиконечной звезды. Это связано, по всей вероятности, с хрупкостью строения шпиля. Архитекторы отмечают насколько удачным выбрано место для постройки, а так же целостность и величественность композиции МИДа. Вид на здание в перспективе с Бородинского моста - потрясающий!



Здесь мы пробыли совсем недолго, всяческие стоянки на проспекте запрещены, даже на остановке автобуса наша группа мешала мимо пролетающему транспорту.
Что же, продолжим путешествие, едем к следующей высотке – Гостинице «Украина» (шестое здание, восьмой  пункт программы).

 
По прибытии на место, первое, что мы увидели обновленный  сквер у центрально входа гостиницы. После многолетней реставрации  здесь вновь открыт монумент Тараса Шевченко по случаю 200-летия со дня рождения Кобзаря.



 Памятник, созданный по инициативе Никиты Хрущёва скульпторами Юлием Синькевичем, Анатолием Фуженко и Михаилом Грицюком, находился на реставрации почти 20 лет — с 1995 года. После реставрации памятник  установлен там, где всегда был - в сквере возле гостиницы "Украина". 




Вокруг шикарнейшие виды на Москву-реку, на ее набережные, очень рекомендую просто прогуляться. Гостиница находится в излучине Москвы-реки, в самом начале Кутузовского проспекта.
  С нынешним названием гостиницы  тоже есть когнитивный диссонанс - Рэдиссон Ройал (Рэдиссон-Московская), как-то Украина мне больше нравилось…  Здание построено по канонам,  шпиль присутствует, и он не бутафорский :-). Центральный объём здания включает 34 этажа; общая площадь более 88 тыс. м², высота — 206 м, включая 73-метровый шпиль.


Вторая по высоте «высотка» была построена в 19531957 годах. Название «Украина» получила в годы правления Хрущёва. Никита Сергеевич,  хоть и сказал, что ноги его не будет ни в одной из высоток (слово свое, кстати, сдержал), но вот с названием неприминул  прославить так любимую им малую Родину.  При Сталине она должна была назваться «Гостиничное здание в Дорогомилове».
Свой облик гостиница «Украина» получила благодаря группе архитекторов: академика архитектуры, президента Академии архитектуры СССР А. Г. Мордвинова, инженера-конструктора П. А. Красильникова, соавтора по проекту жилых корпусов В. Г. Калиша и соавтора по проекту стилобата — доктора архитектуры В. К. Олтаржевского, который изучал технику возведения небоскрёбов в Нью-Йорке и специализировался на проектировании и строительстве гостиниц.
Здание характеризуется следующим композиционным решением: центральный корпус с башней со шпилем уравновешивают основательность и строгая геометрия флигелей.


 Угловые башенки и стилизованные под снопы пшеничных колосьев вазоны подчеркивают дворцовую архитектуру здания, а шпиль придаёт ему возвышенную строгость. Советская символика в наружном декоре «Украины» — звёзды, серпы и молоты в обрамлении венков.
25 мая 1957 года состоялось торжественное открытие гостиницы, признанной крупнейшей в Европе. В 2005 году полностью отреставрирован фасад здания, объявленного памятником истории и культуры. В марте 2007 года начались полномасштабные реконструкционные работы, в числе которых: ремонт и восстановление ценных деталей исторических интерьеров, модернизация инженерных систем и многое другое, включая работы на прилегающей территории.


28 апреля 2010 года гостиница «Украина» после завершения масштабной реставрации начала работать под новым названием Рэдиссон Ройал (Рэдиссон-Московская).
Достопримечательной особенностью "Украины" является великолепная коллекция художественных ценностей. В центральном холле первого этажа представлен уникальный экспонат – диорама «Москва – столица СССР». Это не просто историко-культурная миниатюра, а исключительное произведение панорамно-диорамного искусства, отличающееся многочисленными художественными достоинствами, детальной проработкой макетной части, высокой степенью точности и достоверности.


Макет шириной 16 м, высотой 6 м и 9,5 метров в глубину (общая площадь 304,9 кв2) установлен в специально сконструированном помещении и оборудован сложными светотехническими устройствами, имитирующими смену времени суток. Диорама открывает для обзора в масштабе 1:75 исторический центр Москвы и его окрестности от Лужников до Земляного Вала – так, как он выглядел в 1977 году.
По заказу МИД СССР специально для Национальной выставки 1977 года в Америке диораму «Москва» создавал авторский коллектив художников-макетчиков под руководством известного художника Ефима Дешалыта. Позднее «миниатюрная Москва» была выставлена в нью-йоркском Дир-парке и стала настоящей сенсацией – в день экспозицию посещали по 30 – 40 тыс. человек. Американцы отзывались так – «Мы и подумать не могли, что Москва такой красивый город!».
В 1980-х годах диорама «Москва» совершила торжественный вояж по миру и на Лейпцигской ярмарке была награждена большой золотой медалью как «высокохудожественное произведение макетного искусства». Когда диорама вернулась на родину, то некоторое время выставлялась в одном из павильонов ВДНХ, затем почти на 10 лет пристанищем макета стал выставочный комплекс на ул. Наметкина, 3. На состоявшемся в 2007 году аукционе «Москва в миниатюре» была приобретена и отреставрирована специально для экспозиции в гостинице «Украина».

 
На диораму может полюбоваться любой желающий, макет стоит  в холле гостиницы «Украина», доступ к нему бесплатный. Нужно войти через центральный вход и пройти по прямой до диорамы. Ссылка на подробную информацию - http://alldayplus.ru/design_art_photo/arch/4827-diorama-kremlya-i-centra-moskvy-v-gostinice-ukraina.html.
Итак, наше путешествие подходит к концу, нам осталось посетить последнюю из сестер – седьмую  высотку на Ленинских горах, Главное здание МГУ.


Главный корпус МГУ - строился на протяжении четырех лет, с 1949 по 1953 года, это самое высокое из сталинских высоток, достигает 236 метров в высоту и имеет 36 этажей. Для того, чтобы соорудить каркас, потребовалось около 40 тысяч тонн стали, а на строительство стен ушло 175 миллионов кирпичей. Стоит отметить, что звезда на шпиле сталинской высотки весит около 12 тонн. Для такого большого здания потребовалось изготовить 68 лифтов, в том числе, и скоростных кабин.  


Архитекторы проекта -  Лев Владимирович Руднев, Сергей Егорович Чернышёв, Павел Васильевич Абросимов, Александр Фёдорович Хряков, Всеволод Николаевич Насонов.
Скульптурное оформление фасадов — работы мастерской Веры Игнатьевны Мухиной.
Здание является центром огромного комплекса Московского университета, первоначально уже насчитывавшего 27 зданий.


Сначала планировалось построить это здание рядом с нынешней смотровой площадкой на Воробьевых горах. Архитекторы вовремя поняли всю опасность данного места строительства и перенесли его на 800 метров вглубь.
 Рядом со строительством было организованно временное поселение, в которое входили бывшие заключенные, досрочно освобождавшиеся с завершением строительства. Поселение было названо "Солнцево" и позже стало одним из районов Москвы.


В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 человек. В боковых флигелях — жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Как и другие «высотки» административно-жилого характера, оно было задумано, как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой (кинотеатр, почта, предприятия бытового обслуживания и т. д.)


 Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову. Архитекторы, показывая чертежи Иосифу Виссарионовичу Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождём. Однако Иосиф Виссарионович распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные высотки, строящиеся в столице.



Памятник Ломоносову теперь стоит рядом со зданием, и студенты называют его «живым», потому, что при приближении к нему по аллее, памятник «растет», а при полном сближении заслоняет собой в высоту все здание, включая шпиль:-).

 
Пожалуй, это здание самое легендарное из всех высоток. Одна из наиболее распространенных историй – о криогенных установках. Мол, чтоб слабый грунт не поплыл, его решили заморозить. Легенда гласит, что строители вырыли огромный котлован под фундамент, залили его жидким азотом, а затем поставили холодильные установки, на то место, которое сейчас называется 3-им подвалом или этаж-3. Рассказывают, что если отключить морозильные установки, то здание якобы через неделю сползет в Москву-реку.

 А до Москвы-реки там......



Однако многие специалисты говорят, что все это далеко от действительности. Технология заморозки грунта была, и использовали ее, в первую очередь строители метрополитена. Правда, в ход шел не жидкий азот, при котором крошится металл, а охлажденные соли хлористого кальция. Низкие температуры превращали полужидкий грунт в искусственную скалу, которая не пропускала ни капли воды и могла выдержать огромное давление.  Однако здание МГУ стоит на чрезвычайно плотных и абсолютно сухих грунтах, замораживать которые нет никакой необходимости, отмечают эксперты.


Ходят слухи, что зона строительства здания была сверхсекретной и соединялась веткой Метро-2 с подземным городом в Раменках.

 
А еще есть так называемые «фонтаны» перед зданием МГУ, которых, кстати,  не было в опубликованных проектах. Так вот, они появились как маскировка гигантских воздухозаборников, части обширнейшей вентиляционной системы основного здания. О них просто не подумали архитекторы, и строителям и их смежникам-профессионалам пришлось спешно придумывать, откуда засасывать воздух. Получалось, что только вне самой высотки и только на большой площадке перед нею. Под фонтанами и клумбами бетонные перекрытия, а ниже их тоннели, сходящиеся в специальных помещениях для очистки и подогрева воздуха.
Вот такое не простое это сооружение!



Вот и  закончилось наше маленькое путешествие по особым архитектурным местами столицы, связанными с великими для нашей страны временами.
Символы эти  сих пор остаются незыблемыми, так же как и стилобаты эти зданий, несут они на себе весь груз истории...  
Интересные идиоматические выражения придумали москвичи этим зданиями – «Зубы Сталина», в то время как Новый Арбат называют они – «Вставная челюсть Брежнева», а старый – «Офонаревшая улица».  
 Но как близок нам этот облик города, ведь это же вехи истории, и какой ее увидят наши дети, зависит, в том числе, и  от нас, так что бывайте чаще на экскурсиях, это очень интересно и познавательно!
Еще раз хотим поблагодарить нашего экскурсовода – Ольгу Александровну, всего ей самого наилучшего, и успехов в труде!
Всем желаю новых, интересных открытий!


P.S. Так как экскурсия была автобусная, то некоторые фото пришлось брать из интернета, в связи с этим, хочу выразить особую благодарность их авторам.

















Комментариев нет: